Егэ по литературе: как сдать на 90+ баллов

Критерии оценки заданий

Известно, что КИМ ЕГЭ включает в себя задания как с кратким, так и с развернутым ответом. Успешно выполненное тестовое задание оценивается в один балл.

Наиболее сложной является система оценивания заданий с развёрнутым ответом. Рассмотрим поподробнее, в чем заключаются критерии оценки данных заданий.

Баллы за номера 8 и 15 выставляются в соответствии со следующими критериями:

  • Соответствие ответа заданию
  • Привлечение текста произведения для аргументации
  • Логичность и соблюдение речевых норм

По каждому из этих трёх критериев максимально можно получить два балла. Баллы за номера 9 и 16 выставляются в соответствии со следующими критериями:

  • Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
  • Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом
  • Привлечение текста произведения для аргументации

По этим критериям максимально можно получить по два балла.

Самой непростой является система оценки заданий 17.1-17.4 Данное задание оценивается в соответствии со следующими аспектами:

  • Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • Привлечение текста произведения для аргументации
  • Опора на теоретико-литературные понятия
  • Композиционная цельность и логичность
  • Соблюдение речевых норм

По этим критериям максимально можно получить по три балла.

Как подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля и самостоятельно? Проанализируйте критерии оценки и поймите, что именно от Вас требуется. Сосредоточитесь на этих моментах.

ЕГЭ по литературе: самые сложные задания

При сдаче экзамена по литературе главным и самым сложным заданием является сочинение. Из всех предложенных выбирайте простую и понятную тему. Вам должно быть хорошо известно произведение, по которому будете писать, его основная мысль. Важным является употребление цитат из произведения, описание одного-двух эпизодов, характеристика героев.

Начиная готовиться к ЕГЭ по литературе, постарайтесь сделать краткие заготовки для написания сочинения по всем темам. Вызубрите и понимайте литературные термины, употребление их в анализе произведения будет большим плюсом.

Важнейшим фактором при написании сочинения является грамотность. Старайтесь писать просто и ясно, это убережет вас от лишних ошибок в тексте.

История

Константин Форстман-Коваленко, старший эксперт ЕГЭ, учитель истории и обществознания, г. Москва

Из экзамена ушли задания № 24-25, где нужно было аргументировать свой выбор — именно в № 24 выпускники допускали наибольшее количество ошибок. Во второй части теперь добавились задания на аналитику и примеры: требуется не просто ответить, но и пояснить свою точку зрения, объяснить процесс. Раньше этот навык проверялся в эссе. 

Время экзамена сокращено с 4 до 3 часов, тогда как объем работы на самом экзамене остается таким же. При этом стоимость баллов резко возросла — и это главное, что усложняет ситуацию. Нельзя брать за образец тех, кто набрал на ЕГЭ-21 80-90 баллов, потому что многие из тех, кто сдавали историю раньше, выезжали на эссе, которое стоило около 11 первичных и 33-35 вторичных баллов. Так как эссе убрали, каждый потерянный балл может дорого обойтись учащимся. Потеря каждого первичного балла влечет за собой потерю трех-четыре вторичных. 

Ольга Святовец, к.и.н, эксперт ЕГЭ, преподаватель истории в Академической гимназии СПбГУ, Санкт-Петербург

Я довольна тем, что отменили сочинение. Критерии для написания сочинений были несовершенны и вызывали очень много споров у преподавателей и экспертов. Соответственно, каждый пытался подготовить ребенка по разным параметрам. 

Что касается второй его части экзамены, то вызывают вопросы задания к тексту. Непонятно, как подготовить ребенка по иллюстративному материалу, который будет соотноситься с текстом. С одной стороны, возникают сложности в технической подготовке, а с другой — детям иллюстративный материал дается легче, поэтому думаю, что особых проблем здесь не будет. 

Тревогу вызывает последнее задание, в котором нужно сравнивать исторические события истории России и всеобщей истории. На всеобщую историю в школьных программах у нас отведено сравнительно мало времени. Если называть вещи своими именами, мы ее проходим обзором, а последнее задание предполагает не только знание конкретных фактов, но еще и умение их анализировать и соотносить с историей России. 

Радует, что в новом варианте больше внимания уделено работе с источниками, потому что изучать историю, исходя только из интерпретации учебников, не совсем верно. Еще одно новшество — это работа с терминами. В демонстрационном варианте стоит термин „закуп“ — понятно, что ребенок должен знать разряды населения на Руси времен Ярослава Мудрого, но хотелось бы понимать, какого плана термины могут встретиться на экзамене. Например, будет ли термин „феодальная повинность“ или термин „крепостное право“? Я думаю, что именно с этим заданием возникнут трудности в подготовке. Собирать словарь терминов педагогам придется самостоятельно.

Математика. Профильный уровень

Дмитрий Амелин, учитель математики, директор частной школы «Пролицей», Санкт-Петербург

В профильном варианте изменений чуть больше, чем в базовом. Во-первых, убрали пару совсем элементарных заданий. Во-вторых, стало две задачи на теорию вероятностей и статистику вместо одной: совсем простая — под № 2, и чуть сложнее — под № 10. В-третьих, добавилось задание на понимание функций и их графиков, но ребятам, выбирающим профильный уровень, оно не должно доставить особых проблем. 

В письменной части содержательных изменений не произошло, но система оценивания, на мой взгляд, стала чуть справедливее. У выпускников чаще всего возникают проблемы с геометрическими задачами, а за реально непростую для учащихся стереометрическую задачу № 13 раньше давали всего два первичных балла. Теперь — три. Относительно же простая „экономическая“ задача под № 15 стала наоборот „дешевле“ на один первичный балл — теперь за нее дают всего два балла вместо трех.

В целом, изменения не глобальные. Сильно сложнее не стало. Проще тоже. Рестайлинг или фейслифтинг, одним словом.

Что нужно знать

КИМ ЕГЭ по литературе содержит задания трех видов: 12 заданий с кратким ответом, 4 задания, требующие развернутого ответа из 5–10 предложений, и сочинение объемом не менее 200 слов.

Теория

Прежде всего следует проанализировать демоверсию КИМ, чтобы выяснить, для выполнения каких заданий не требуется знать текст произведения, отрывок из которого предложен для анализа. Как ни удивительно, но такие задания есть: 1–3, 5–7, 11–14. Они предусматривают проверку знаний по теории литературы. Текст в этом случае используется как иллюстративный материал. Список литературоведческих понятий представлен в первом разделе кодификатора (он прилагается к демоверсии).

Если в ходе подготовки к ЕГЭ подобрать примеры по каждому пункту, этого уже хватит, чтобы выполнить половину работы, пусть и не самую весомую по баллам. Надо учитывать, что знание терминологии пригодится при написании сочинения.

Вопросы, требующие развернутого ответа

Дальше надо выявить вопросы, для ответа на которые не надо демонстрировать глубокое знание текста произведения – достаточно знания проблематики. Это задания повышенного уровня сложности: 9 и 16. Они требуют краткого сопоставления нескольких произведений на одну тему или по одной проблеме либо объединенных общим мотивом.

Для их выполнения понадобится выучить сквозные темы русской литературы и составить список произведений, куда войдет как минимум по три примера на каждую из них: именно столько необходимо для написания развернутого ответа. Например, тема отцов и детей (иначе – конфликта поколений) раскрывается в «Горе от ума» Грибоедова, «Грозе» Островского и в «Отцах и детях» Тургенева. Мотив сна присутствует в «Евгении Онегине» Пушкина, «Обломове» Гончарова и в «Преступлении и наказании» Достоевского. Глубокий пересказ не нужен и даже прямо запрещен: задание предполагает сравнение произведений по ключевым эпизодам и проблемам.

Два других задания повышенной сложности – 8 и 15 – также не требуют детального знания текста, но при анализе эпизода из произведения и стихотворения необходимо учитывать позицию автора и проблематику его творчества.

Наметив список произведений, можно приступить к отработке навыка написания развернутого ответа. Задание 8 – анализ эпизода, приведенного в КИМ ЕГЭ по литературе.  Даже если он вызывает затруднения, достаточно вспомнить общую характеристику героя: тогда будет проще понять, как он проявил себя в конкретном случае, описанном в предложенном отрывке.

Задание 9 – это «проблемный» вопрос

Важно учитывать, что ответ должен быть лаконичным, но полным: в нескольких предложениях надо продемонстрировать понимание проблемы и содержания произведения, вписать его в литературный контекст и аргументировать свое мнение, используя литературоведческие термины. Задания 15 и 16 аналогичны 8 и 9, но применительно к поэзии, поэтому необходимы навыки анализа стихотворения

Несмотря на то что ответ на все эти вопросы должен быть кратким, он все же должен представлять собой связный текст в жанре рассуждения, то есть структурно начинаться с тезиса и заканчиваться выводом.

9 и 16

9 и 16 задания – мини-сочинения с поиском соответствий между упомянутыми в задании предметами. Чтобы их сделать, нужно владеть навыками, которые обозначили создатели профильного ЕГЭ. Нужно уметь практически все, что мы описывали в предыдущих разделах, а также сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям. Кроме того, нужно самостоятельно определять эти критерии и аргументировать позиции сопоставления. Как научиться этому самостоятельно и с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:

  1. Сделайте тематические, жанровые, событийные подборки стихотворных и прозаических произведений. Они должны быть похожи по выбранному Вами критерию.
  2. Сформулируйте это сходство письменно. Так, Вы обглодаете собаку в этом деле до последней косточки.

Подготовка ясна, поэтому разбор каждого задания из ЕГЭ по литературе продолжает анализ самих заданий и методов их выполнения. Вот примеры из демоверсии:

Как с этим справиться? Необходим план для сочинений 9 и 16 и, конечно, нужно помнить хотя бы два схожих произведения. Вот пример:

Вступление – это клише + формулировка вопроса: Многие писатели (поэты) отображали конфликт между представителями разных поколений в своих произведениях.

Основная часть – два коротких примера сопоставления и анализа. Сначала описываем сходство книг, а затем отличия: Так, А. Н. Островский в пьесе «Гроза» тоже поднимает тему взаимоотношений отцов и детей. Патриархальный застой пожилых обитателей Калинова противопоставляется бунтарскому стремлению молодежи к свободе. Но в этой драме автор делает акцент на противоборстве идей и эпох, а не на столкновении разных поколений. Эту же тему затрагивает и А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Он противопоставляет молодежь в образе Чацкого пожилым людям в лице Фамусова

Однако конфликт отцов и детей занимает не самое важное место в книге, где на первый план выходит противостояние будущего и прошлого.

Заключение – ответ на поставленный вопрос: Таким образом, конфликт между представителями разных поколений в своих драматических произведениях отображали такие классики, как А. С

Грибоедов и А. Н. Островский. Авторы обеих книг повествуют о столкновении двух разных поколений, однако это не основной конфликт этих произведений.

Сочинения оцениваются по 4 критериям

Нужно правильно сопоставить одно произведение (2 балла) и второе (2 балла), при этом важно соблюдать речевые нормы (2 балла). Но самый «дорогой» критерий – привлечение текста произведения для аргументации (4 балла)

Таким образом, имея четкий план сочинения и минимальные знания о схожих книгах, можно без особого труда получить свои 20 первичных баллов.

Критерии оценки

Главная ошибка некоторых выпускников – нелюбовь к ограничению себя объемами, дедлайнами или требованиями. Однако для ЕГЭ нет ничего важнее. Чтобы сдать литературу на 100 баллов или хотя войти в счастливые 15,5% высокобалльников (людей, у которых больше 80 баллов), в первую очередь нужно выучить или хотя бы примерно знать критерии оценки ЕГЭ по литературе.

В этой таблице Вы видите распределение баллов по заданию:

С заданиями 1-7, 10-14 все понятно: правильный ответ – 1 балл.

В заданиях с развернутым ответом самое главное – четко понять вопрос и ответить именно на него, а не рассказать о смежной теме или о случае из Вашей биографии
Можно несколько раз в тексте заострить внимание, что Вы пишите именно по этой теме, что она анализируется именно в этом аспекте

В номерах 8 и 15 нужно ответить на вопрос по содержанию отрывка произведения, они оцениваются по критериям соответствия теме, наличию аргументов свой позиции (примеры из текста), логичностью и речевой грамотностью
Крайне важно соответствие теме, ведь если по этому пункту будет 0, дальше проверять не станут.
В заданиях 9 и 16 нужно сопоставить данный в заданиях отрывок с другими литературными произведениями по определенной теме. Здесь также самое главное – четкое следование вопросу задания

Мини-сочинение оценивается по сопоставлению первого и второго текста с исходным, уместности использования всех этих текстов в анализе, логичности и речевой грамотности. Если нет названия или автора текста для сопоставления – Вы получите 0 баллов, дальше задание проверяться не будет.
И напоследок задание 17 – сочинение на литературную тему. Нужно выбрать одну тему из четырех вариантов (17.1-17.4). Темы варьируются в зависимости от периода развития литературы: 1. Древнерусская литература или произведения XVIII – начала XIX века. 2. Произведения второй половины XIX века. 3. Литература XX века. 4. Современные произведения (конец ХХ – начало XXI века). Лучше всего выбирать не по тому, насколько Вам нравится произведение, а по тому, насколько понятен вопрос. Как было уже сказано, главное в задании – максимально удачно ответить на него. Критерии этого задания – соответствие текста теме и ее раскрытие (нужно смотреть на тему с разных сторон), аргументация (анализируются фрагменты и детали текста без фактических ошибок), опора на теорию литературы (в сочинении должно быть несколько литературных терминов), композиционная цельность и логичность, речевая грамотность.

Что нужно знать для сдачи ЕГЭ по литературе на 100 баллов?

Несмотря на строгость разбалловки и субъективность заданий, процент стобалльников по литературе достаточно высокий. И в их число может войти абсолютно каждый, если научится четырем принципам успешной подготовки. И Фариша Князева, преподаватель Умскул по литературе, знает их все!

Начните подготовку как можно раньше

Во-первых, конечно же, нужно начать подготовку к ЕГЭ по литературе на 100 баллов как можно раньше. Список литературы к экзамену просто огромен, и прочитать все за неделю до дня Х явно не получится. Одни «Война и мир» с «Тихим Доном» чего стоят!

А ведь для подготовки к ЕГЭ по литературе на 100 баллов нужно не только прочитать эти произведения, но и детально их разобрать, проанализировать, написать по ним сочинения и решить несколько тестов. Без внушительного запаса времени справиться со всеми этими задачами просто не выйдет.

Правила эффективного чтения литературы

Чтение состоит не только из пролистывания книжки, но и из понимания этих хитросплетенных букв. Поэтому первое правило ЕГЭ по литературе на 100 баллов — анализируйте! Много и самостоятельно, разбирайте каждую главу на предложения, а предложения — на слова. Проводите параллели, отслеживайте связи между героями, их сходства и различия. Это позволит развить нужное критическое мышление.

Но второе правило — читайте классические анализы. Русская классика — это действительно взрослые книги, и понять их до конца бывает нереально сложно. Так почему бы не воспользоваться благами цивилизации, чтобы не потерять ни одного балла? Найдите уже готовые анализы и разберите их на мельчайшие детали.

И третье правило ЕГЭ по литературе на 100 баллов — запоминайте. Запоминайте полезные и содержательные цитаты, чтобы аргументировать ими свои мысли. Запоминайте детали: внешность, профессии, пресловутые синие занавески.

Практикуйтесь писать сочинения

Лучший способ запомнить как можно больше анализов и деталей — использовать их на практике. Проходите тесты на знание содержания произведений, а главное — пишите сочинения по разным темам на основе пройденного материала, используйте детали и цитаты.

При этом, сочинения обязательно отдавать на проверку профессионалам — преподавателям, экспертам, кураторам. Так вы сможете получить объективную оценку работы, ее разбор по критериям и понять, что нужно еще подтянуть.

Заучивайте отрывки из стихотворений

Особое внимание нужно уделить стихотворным цитатам — их лучше заучивать целыми отрывками. При этом, стихотворения лучше запоминать тематическими группами: например, стихотворения о природе Серебряного века, Золотого века и др

Так вы сможете сопоставить произведения разных авторов, разнопланово аргументировать тему в сочинении и получить за ЕГЭ по литературе 100 баллов.

Физика

Алиса Вольт, преподаватель физики в онлайн-школе BuboUnicus, Москва

Изменения в первой и второй части порадовали. Из первой части убрали задание на астрофизику. Оно требовало много времени и концентрации внимания, а оценивалось всего в 2 балла. 

Появилось два новых задания смешанного типа- № 1 и № 2, они содержат вопросы сразу по всем разделам. Первое задание в большей степени теоретическое, а второе связано с графиками. 

Момент, который сильно усложняет первую часть — это задание с выбором множественных ответов. Раньше они формулировались так: «Из предложенных утверждений выберите два верных, которые подходят под данную ситуацию». Теперь: «Выберите все верные утверждения». То есть их может быть либо два, либо три. Это точно не указано, поэтому добавляет стресса в копилку. Соответственно, стало сложнее получить эти баллы в заданиях повышенного уровня сложности в первой части, а их там очень много. Суммарное количество заданий при меньшем количестве баллов увеличилось. 

Во второй части были задачи на 1 балл, которые требовали краткого ответа. Однако они были достаточно непростыми: нужно было подумать, посчитать, использовать пару формул.. Теперь в этих заданиях нужно дать развернутый ответ. Это значит, что приложив такое же количество усилий, можно получить уже 2 балла.

Еще во второй части появилась задача в 4 балла, — это задание по механике высокого уровня сложности. Требования к ее оформлению достаточно жесткие: теперь нужно и математическое решение, и его обоснование. Обоснование стоит всего 1 балл, а математическое решение — 3. Они друг от друга не зависят, и если ты не сможешь написать обоснование, потери невелики. К тому же можно заучить разные обоснования, как для сочинения. Это не сложно, а баллов это задание дает много.

Общие рекомендации в связи с изменениями: нужно больше внимания уделять теории, отдельно — графикам, задач с ними очень много. Просто заучить формулы и выехать на этом не получится.

Влюбленные в предмет

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: У вас есть опыт подготовки стобалльников по ЕГЭ. Поделитесь, в чем секрет успешной сдачи экзамена?

Лилия Теликова: Да, одна ученица у меня сдавала экзамен по русскому языку на 100 баллов, есть и такие ребята, которым до максимального результата не хватило всего чуть-чуть. Это не только моя заслуга, прежде всего это результат труда детей. Как бы ни хотелось, но вложить свои мозги в чужую голову невозможно.

Секрет есть: во-первых, любить русский язык, если ребенок его не любит, то никогда не сдаст экзамен на высокий балл. Нужно иметь и хоть небольшой талант к языку. Также учеба должна быть систематической, если работать от случая к случаю, ничего не получится.

— А можно ли привить любовь к языку?

— Можно, особенно к литературе любовь прививается в первую очередь дома, родителями. Ведь ребенок начинает читать намного раньше, чем приходит в школу. Но и учитель играет не последнюю роль. Если он неравнодушен к своему предмету, то полкласса точно заинтересуется.

Статья по теме

Снова в бой. Как подготовить ребенка к школе после каникул

И еще, более чем за тридцатилетний опыт работы в школе я заметила, что дети любят предмет, если любят учителя, даже если это сложные алгебра или химия. У нас в этом году пришла учительница физики, несмотря на то, что это тяжелейший предмет, дети просто влюблены в него из-за Татьяны Владимировны. На мой взгляд, закономерность четкая.

— Вы, как учительница литературы, наверное, больше всех замечаете, что дети стали меньше читать?

— Дети стали меньше читать, несомненно, но это не их вина, сколько общая беда. Благодаря тому, что мы сегодня имеем массу возможностей круглосуточно сидеть в интернете, у них нет интереса и потребности к чтению. Но сказать, что все массово не читают, я не могу. У меня есть ученики в 9-м классе, которые запойно читают зарубежную литературу, русскую классику прямо на переменах. Могут сидеть во время урока с книжкой под партой. Мне кажется, это идет из семьи, учитель своим волевым решением не может заставить читать, как бы ему этого ни хотелось. Ему остается только заинтересовать. У меня есть свой секрет в преподавании литературы.

Любовь к литературе прививается в первую очередь дома, но и учитель играет важную роль. Фото: Из личного архива/ Лилия Теликова

Кроме учебных занятий, я с ребятами занимаюсь театром, мы ставим постановки по различным произведениям. В основном берем те, которые в школе не изучаются. Дети, чтобы понять, сыграть на сцене, должны прочитать это произведение. Так, мы познакомились с «Отверженными», «Собором Парижской богоматери», хоккейный класс читал «А завтра была война» Бориса Васильева. Раз ставим спектакль, им нужно знать, о чем произведение.

На экзамене очень многие приводили примеры по этим произведениям, потому что хорошо их поняли и помнят содержание. Так тоже можно прививать любовь к чтению, но массово такой метод, конечно, не применить.

Статья по теме

Школа строгого режима: как учителям найти подход к трудным подросткам?

8 и 15

8 и 15 задания – это мини-сочинения, которые представляют собой развернутый ответ на вопрос. Организаторы выписали те умения, которые необходимы для выполнения этого задания.

Если первые три пункта Многомудрый Литрекон разобрал в предыдущем параграфе, то 4 и 5 ему только предстоит описать. Как же самостоятельно научиться интерпретировать и находить с нуля? Вот простые советы:

  1. Сделайте индивидуальный план ответа на вопросы по тексту. Формулируйте главные вопросы к тем книгам, которые читаете, и отвечайте на них письменно, используя план. Так и натренируете этот навык;
  2. Сделайте план для анализа текста и самостоятельно заполняйте те пункты, которые раскрывают Ваше мнение о содержании книги: проблематика, идея, вывод, конфликт, мораль, тематика и т.д. За помощью обращайтесь к нам в группу.

Разобравшись с подготовкой, перейдем на поле боя. Вот так выглядит пример задания № 8 из ЕГЭ по литературе.

Задание 15 – аналогичное, но о лирическом произведении:

Как их делать? Формируем универсальный план для мини-сочинений 8 и 15 на ЕГЭ по литературе.

  1. Вступление – перефразированный вопрос: Конфликт в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» зарождается уже на первых страницах книги.
  2. Основная часть – 2 тезиса (разные!) и аргументы к ним: Во-первых, автор передает возникшее напряжение через жесты Павла Кирсанова: он спрятал руку в карман, а не поздоровался с гостем, потому что побрезговал подать холеную руку неопрятному Евгению. Во-вторых, писатель показывает контраст между мировоззрениями своих героев через отношение к внешнему виду: Базаров после дороги не захотел почиститься, хотя был весь в пыли, а Павел Петрович, напротив, тщательно следил за собой, демонстрируя уженные руки и модный костюм даже в деревне.
  3. Заключение — ответ на поставленный вопрос: Таким образом, автор через жесты и внешний вид героев дал понять, что эти люди сильно отличались друг от друга, и конфликт между ними был неминуем.

Данная работа оценивается по трем критериям

При ответе важно сохранять грамотность и культуру речи (2 балла), привлекать приведенный текст для аргументации (2 балла), но главное — постоянно сверяться с главным вопросом, чтобы ответ был логичным и точным (2 балла). Только такое сочинение заслужит максимум баллов – 6

Таким образом, чтобы выполнить 8 и 15 задания, нужно уметь письменно изъясняться и внимательно читать текст. Этого достаточно, чтобы получить целых 12 первичных баллов!

Список изменений

С 2022 года выпускники, сдающие ЕГЭ по литературе, должны будут продемонстрировать свои знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Помимо этого, одним из важнейших критериев оценивания сочинения в будущем году будет выступать аспект грамотности выпускника.

Рассмотрим, с какими еще изменениями столкнутся школьники в будущем учебном году.

  1. В КИМ ЕГЭ 2022 был расширен литературный материал. Разработчики контрольно-измерительных материалов более широко представили поэзию второй половины 19-20 веков. Помимо этого, разработчики обогатили список произведений отечественной литературы 21 века и добавили в него произведения зарубежной литературы. Вот полный список книг на ЕГЭ по литературе 2022 года.
  2. Произведения зарубежной лирики могут использоваться в качестве базового текста в целях формулирования заданий различных типов как с краткими, так и с развернутыми ответами. В некоторых случаях при выполнении 6 и 11 заданий допускается выбор примера для контекстного сопоставления из отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, участнику ЕГЭ предоставили возможность обратиться к русским или зарубежным творениям писателей в некоторых формулировках тем сочинений второй части.
  3. В новой модели КИМ уменьшили число заданий с базовым уровнем сложности с 12 до 7. В связи с этим подверглась значительным изменениям нумерация заданий.
  4. Разработчики новой версии ЕГЭ добавили задания на выбор в первой части (5.1/5.2, 10.1/10.2). Во второй части была добавлена тема сочинения, связаннаяс «диалогом искусств». Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года существенно осложняют подготовку. Зато талантливые и читающие выпускники раскроют весь свой потенциал.
  5. Разработчики контрольно-измерительных материалов поменяли требования к решению номера 6 (ранее – 9) и 11 (ранее –16). Теперь выпускник должен будет подобрать только одно произведение (а не два, как было ранее), чтобы сопоставить с предоставленным отрывком. Также разработчики уточнили систему оценивания этих заданий.
  6. В КИМ ЕГЭ 2022 повысили запросы к минимальному порогу сочинения. Теперь выпускник должен будет написать сочинение с минимальным объёмом в 200 слов. Вот примеры сочинений по этим критериям.
  7. В соответствии с критерием номер3 «Опора на теоретико-литературные понятия» был увеличен максимальный балл оценки сочинения (12.1 – 12.5) с 2 до 3 баллов.
  8. Разработчики КИМ ЕГЭ 2022 ввели критерий оценки уровня грамотности выпускника.
  9. Изменениям был подвержен максимальный первичный балл за всю работу выпускника. В 2021 году он составлял 58 баллов, а в 2022 году составит – 55.

Таким образом, мы рассмотрели полный список изменений в ЕГЭ по литературе в 2022 году. Данный перечень опубликован на официальном портале ФИПИ.

Чтобы подготовиться к экзамену, не стоит бежать к репетиторам и тратить десятки тысяч сейчас, чтобы не платить их за обучение в вузе потом. Больше преимуществ имеет самостоятельная подготовка по плану

Обратите внимание на разбор заданий на ЕГЭ по литературе, кодификатор и решайте новые варианты каждый день. Это гораздо эффективнее, ведь в попытках разобраться во всем самостоятельно Вы получите много полезных навыков, которые пригодятся и в вузе, и на работе

Подготовка

Многомудрый Литрекон покончил с критериями оценки и приступает к главной части — подготовке к ЕГЭ по литературе. По-прежнему ничего, кроме практики, не может помочь нормально сдать экзамены. Поэтому он предлагает меры, которые облегчают и упорядочивают процесс обучения.

Пишите шпаргалки

Теория в литературе все равно пригодится (и в кратких заданиях, и в финальном сочинении). Выпишите ее всю на листочки, развесьте на видных местах и читайте каждый раз, когда попадется под руку. Наиболее эффективный способ запоминания: прочитать определение вслух, записать его ручкой на бумаге, проговаривая вслух, прочитать еще раз. Потом повторить через 15 минут, через час, через 3 часа и на следующий день.

Например, самая нужная шпаргалка на ЕГЭ по русскому языку — это таблица стихотворных размеров. А еще Многомудрый Литрекон подготовил для Вас свои фирменные шпаргалки по жанрам и направлениям:

  1. Что такое реализм?
  2. Что такое классицизм?
  3. Что такое романтизм?
  4. Что такое постмодернизм?
  5. Что такое антиутопия?
  6. Сходства и различия романтических и реалистических героев.

Также Вы можете найти через поиск на сайте качественные анализы и краткие содержания произведений. Многомудрый Литрекон специально готовит объемные пересказы и разборы, чтобы не упустить важные детали.

Читайте критику

Для полного понимания книги необходимо обратиться к литературной критике. Она представлена у Литрекона. Если Вы чего-то не нашли, не беда! После Вашего комментария эта информация появится на сайте в кратчайшие сроки.

Ведите дневники

Как бы это странно ни звучало, метод рабочий: чтобы запомнить стихи одной тематики и стилистики, нужно вести свой журнал, где будут сохраняться названия, авторы и суть прочитанных произведений. Такие материалы, написанные Вашей рукой, всплывут в памяти в решающие минуты.

В систематизации контента Вам помогут подборки от Многомудрого Литрекона. Он часто пишет аргументы из произведений по популярным темам и проблемам в ЕГЭ. Например, обязательно оцените его материал, посвященный произведениям на тему «Человек и природа».

Спокойствие и сон

Об этих факторах можно помнить всегда. Не стоит готовиться всю ночь и встать специально пораньше, чтобы дрожать в ожидании экзамена. Это не приведет ни к чему хорошему. Пейте ромашковый чай, возможно, валерьянку, спокойно, но регулярно и планомерно готовьтесь, тогда все пройдет успешно. Самые ответственные могут попробовать решать по одному КИМу в день.

Мы желаем Вам удачи, спокойствия, поступления в лучший ВУЗ и, самое главное, творческой самореализации после того, когда экзаменационная пытка останется позади.

Порядок выполнения заданий

Как бы Вы ни были уверены в том, что все успеете, выявите в процессе подготовки, сколько Вам нужно времени на каждое задание, и в соответствии с этим заполняйте КИМ. Необязательно это делать по порядку. Возможно, кому-то будет легче сначала размяться на заданиях с кратким ответом, а потом приступать к сочинению. Кто-то сначала пишет сочинения, а потом краткие задания. Кто-то сначала пишет сочинения, потом отвечает на вопросы 1-7, 10-14, а в конце редактирует и переписывает задания 8,9,15,16,17.

Помните: чтобы выработать личную стратегию, которая будет работать в вашем конкретном случае, нужно одно – постоянно решать задания. Особенно это касается сочинений, здесь количество неизбежно переходит в качество. Чем больше пишете, тем быстрее соберетесь с мыслями на экзамене.

Английский язык

Елизавета Гончарова, репетитор по английскому языку, автор канала

В целом, этот новый формат легче, чем чисто эссе или доклад. Генерировать свои идеи не нужно. Бери данные из диаграммы и описывай их. Соблюдай нейтральный стиль, следи за словами и получи свои 14 баллов.

Евгения Михайлова, преподаватель английского языка, автор канала

Изменения в устной части довольно значительные. Заданий по-прежнему четыре, но вместо Task 3, где нужно было описать фото, обращаясь к воображаемому другу, в новой версии появилась хорошо знакомая всем по ОГЭ форма — диалог с электронным ассистентом. Есть ощущение, что так разработчики пытались увеличить долю спонтанной речи в устной части ЕГЭ.

С одной стороны, отвечать на вопросы проще, чем придумывать монолог. Но с другой стороны, в «задании с картинками»  была вариативность — для описания можно было выбрать одно фото из трех. К тому же, некоторые преподаватели заранее разрабатывали «канву» ответа, в которую ученику оставалось только вставить нужную «фактуру». Теперь «схитрить» получится только в задании № 4, где сохранился  формат связной монологической речи. Но и здесь есть новшество: вместо простого сравнения двух картинок ученику предлагается представить, что он готовит проектную работу — нужно оставить голосовое сообщение другу, кратко описав две фотографии-иллюстрации. Обязательно надо объяснить, почему эти фото подходят для вашего проекта, и выразить своё мнение по его теме. Кстати, став сложнее по коммуникативной задаче, задание «подорожало» — в 2022 году за него можно набрать от 4 до 10 баллов. 

Александра Рукина: Планируйте свою подготовку

Студентка Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова

Александра окончила школу на Яузе. Она сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов и поступила на факультет биотехнологии Сеченовского университета. В будущем собирается поступать в магистратуру на специальность, связанную с генной инженерией.

Готовиться ей помогали школьные учителя, но большую часть времени девушка занималась самостоятельно. Главное, по ее словам, — это планировать подготовку и не забывать об отдыхе.

Готовясь к экзамену, Александра надеялась на высокий результат, но, когда узнала, что получила высший балл, сначала не поверила.

«Поначалу я подумала, что это указан максимальный результат, который может быть на ЕГЭ, а не мой. Но когда я поняла, что это мои баллы, то очень обрадовалась», — говорит она.

Выпускникам, которым только предстоит сдавать ЕГЭ, Александра советует не волноваться. Рассказывая о своем опыте, она говорит, что за день до экзамена испытывала тревогу. Но уже на месте девушка смогла успокоиться: «Когда я пришла на экзамен, то поняла, что ко всему готова и все повторила. Я села за стол, открыла вариант и поняла, что все в моих силах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector